Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов...  

Радио, люди и музыка

Для того чтобы понять феномен саунд-систем, вспомним некоторые особенности формирования ямайской культуры середины века.

В первую очередь стоит упомянуть о появлении радио, которое как и в любой другой стране, изменило музыкальную жизнь Ямайки. Первая ямайская радиостанция ZQI вышла в эфир 17 ноября 1939 г благодаря Джону Гринану, предпринимателю из Кингстона, который передал в дар правительству острова любительский коротковолновый радиотранслятор. В 1940 году эта радиостанция транслировала передачи всего лишь один час в неделю. В основном это были новости и информация общего характера. Но вскоре радиостанция начала передавать музыкальные программы как в прямом эфире, так и в записи (в основном с британского BBC). Стилистика программ была самой разнообразной начиная с классической европейской музыки и заканчивая национальной латиноамериканской. В редких случаях это были классические мелодии ямайской фолк музыки. Вплоть до 1947 года радиотрансляции длились примерно 4 часа в неделю и производились только в дневное время. Влияние ZQI на национальную музыкальную культуру было минимальным, поскольку до 1950 года количество радиоаппаратов не превышало 23 000, а количество слушателей составляло примерно 100 000.

В июле 1950 года появляетсяся RDR - первая коммерческая радиостанция на острове. Она быстро вытесняет ZQI. Количество слушателей неуклонно растет и к 1956 году достигает 600 000. Музыкальные программы Calypso Corner, Treasure Isle Time, Geddes Grant Hour of Music, Reynolds Hour of Music и многие другие передавали в основном общедоступную музыку американских поп исполнителей, которые хотя и пользовались популярностью, но явно не отвечали запросам ямайских слушателей, так как были в основном расчитаны на средний класс американского общества.

Все это происходило в эпоху, когда среди темнокожего населения америки и стран карибского бассейна превалировал ритм энд блюз.Поэтому многие ямайцы начали настраивать свои приемники на радиостанции юга США: WLAC из Нэшвила, WNOE из Нового Орлеана и WINZ из Майями, которые уделяли такой музыке значительно больше эфирного времени.

Единственным чисто национальным музыкальным стилем на Ямайке был менто. Но из за невозможности записи и распространения дисков с такой музыкой на Ямайке, множество релизов с зажигательным ритм энд блюзом начали вытеснять менто. Особой популярностью пользовались композиции "Choo Choo Chi Boogie" Луиса Джордана (Louis Jordan), "One Scotch, One Bourbon, One Beer" Амоса Милборна (Amos Milburn), "Blood Shot Eyes" Уйанони Харриса (Wynonie "Mr.Blues" Harris), а также музыка Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Смайли Льюиса (Smiley Lewis), Роско Гордона (Roscoe Gordon), Биг Джо Тернера (Big Joe Turner), Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker) и других артистов записывающихся в основном на лейблах King Records из Цинциннатти и Aladdin из Лос Анджелеса. Бесспорным авторитетом среди ямайцев и будущих ямайские звезд-музыкантов пользовались чернокожие североамериканские исполнители Джонни Эйс (Johnny Ace), Чарльз Браун (Charles Brown), Билли Экштайн (Billy Eckstine), Нэт Кинг Коул (Nat "King" Cole), Айвори Джо Хантер (Ivory Joe Hunter).

Америка в это время заслушивалась и сходила с ума от первых рок исполнителей Фэтса Домино (Fats Domino), Литтл Ричарда (Little Richard), Чака Уиллиса (Chuck Willis). Заметим, что ямайские слушатели предпочитали более взрослый и "черный" R&B. Это сыграло принципиальную роль в формировании ямайской музыкальной культуры двадцатого века. Ведь именно в ритм энд блюзе, который по происхождению был африканской музыкой (впрочем как и менто) впервые произошел пренос акцента с первой и третьей на вторую и четвертую доли такта.

Удивительно, но в то же время электрический блюз дельты Миссисипи, который исполняли Мадди Уотерс (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howling Wolf) или Б.Б. Кинг (B.B.King) никогда не интересовал Ямайку, хотя условия жизни негритянского населения дельты и Ямайки были очень похожи. Негры юга США, также как и жители Ямайки, страдали от гнета рабовладельцев на плантациях, и в 50-х годах произошли практически идентичные социальные изменения - массовая миграция из деревни в город. Может быть, безразличие ямайцев к дельте было связано с географическим расположением Ямайки. Ведь ни Миссисиппи ни Чикаго никогда не попадались на пути ямайским эмигрантам, покидающим родину в поисках работы на плантациях сахарного тростника на юге США. С другой стороны, ямайские жители никогда не "славились" меланхоличным характером, и посему пессимизм, характерный для блюза, не привлекал их внимания.

Еще одним фактором (и возможно самым важным), который повлиял на возникновение саунд систем, было шаткое экономическое положение большинства жителей Ямайки. В 1950 г., чтобы обставить квартиру, рядовому жителю требовалось несколько лет работать, наряду с тем, что у североамериканца на это уходило всего лишь 5% его годовой зарплаты. К тому же, среди бедного населения, лишь немногие могли себе позволить приобрести стерео, не говоря уже об оборудовании, способном передавать звук высокого качества.

Саунд-системы

Все это послужило причиной возникновения в 1948 г. такого явления как саунд-системы. Внешне это выглядело следующим образом: энтузиасты от музыки (сейчас бы их назвали ди-джеями) с большим количеством переносной аппаратуры крутили музыку на танцах, фестивалях, частных вечеринках, в парках и ночных клубах того времени. В основном использовались пластинки ритм энд блюза, джаза и американской поп музыки. Доля национальной музыки была минимальна, и это понятно, так как на Ямайке все еще не было звукозаписывающих студий и даже популярные тогда бэнды Эрика Дина (Eric Dean) и Рэдвера Билли Кука (Redver Billy Cooke), которые одними из первых включили в свой репертуар новые ритмы, не могли выпустить свой материал. Появились персонажи, которые отправлялись в США и возвращались без единой монеты, но зато с огромным количеством дисков, чтобы ставить их на своих начинающих пользоваться популярностью "дискотеках".


Первые саунд установки состояли всего лишь из одной вертушки, одного усилителя и динамиков. Все это было приобретено по самым низким ценам и поэтому не отличалось высоким качеством. Однако для большинства жителей Ямайки и это было словно манна небесная и воспринималось ими как один огромный диск-проигрыватель. К середине 50-х эти саунд установки были вытеснены более мощной и качественной техникой, и успех саунд систем теперь был обусловлен не только количеством дисков и разнообразием музыки, но и мощностью басов.

Во второй половине 50-х появляются динамики, более известные как House of Joy («дом радости») сконструированные Хидли Джонсом (Headly Jones). Они были размером примерно со шкаф, а мощность их звука естественно впечатляла ямайских прото-ди-джеев. Появляется, если так можно сказать, новая каста «зажигателей», которые устраивали свои шоу почти каждую ночь. Они переезжают с места на место в окрестностях Кингстона, перевозя все свое оборудование на грузовиках.

Самыми популярными местами скопления народа и музыкантов были Jubilee Tile Gardens на King Street; Chocomo (Choc-O-Mow) Lawn на Wellington Street; Barbeque на Fleet & Tower Street; Union Hall, Carnival Hall, King''s Lawn и Forrester''s Hall на North Street; Bull Head Lawn на Central Road в Trench Town или Pioneer Lawn и Barrel "O" Lawn в Jones Town. Эти примитивные танцплощадки (dancehalls) представляли собой участок местности, в основном в гетто Кингстона, расположенный неподалеку от бара (понятно с какой целью J). Иногда такие вечеринки происходили в залах, например в Club Monaco на St.Thomas Road или на окраине города: Prison Oval рядом с тюрьмой на окраине Spanish Town или Cane Hill (Тростниковый холм) неподалеку от каменоломни на востоке столицы. Эти безумные первопроходцы в области ди-джейства заставляли танцевать весь остров.


Первыми, кто начал привозить диски с R&B на остров, были те самые мигранты, которые уезжали на юг США в поисках работы на плантациях сахарного тростника в конце 40-х. Первые «ди-джеи» или sound system men (аналога понятия в русском языке нет) были уже более состоятельными людьми и уезжали в США по делам коммерции.

Первые ди-джеи

По словам известного даб-музыканта Банни Ли (Bunny Lee): "Первым "ди-джеем" тех времен был некто Гуддис (Goddies), потом появились Каунт Ник (Count Nick "the Champ") и Каунт Джон (Count John "the Lion"). Самой известной и популярной песней была "Hello Everybody" Каунта Ника, и когда он направлялсяся на Maxfield Avenue - толпа была в полном восторге".

Вопреки сложившемуся мнению Томас Вонг (Thomas Wong), китайский предприниматель, более известный как Сэр Том "the Great" Себастиан (Sir Tom "the Great" Sebastian), не был самым первым владельцем звуковой системы и ди-джеем. Были также Уинстон "Каунт Матчуки" Купер (Winston "Count Matchukie" Cooper - кстати по словам Стива Барроу, первый, кто запел chick-a-took, chick-a-took на слабую долю) в качестве маэстро церемоний, и Дюк Вин (первый, кто запустил саунд систему в Лондоне в 1955 г., эмигрировав туда за год до этого, как один из лучших sound system men). Они были самыми популярными на тот момент.


Сам Каунт Матчуки так комментирует это: "Существовали и другие группы и саунд системы, но Том был первым обладателем такой саунд-системы, которая обладала достаточно мощным звуком, чтобы собирать большую аудиторию и развлекать людей".

Также Матчуки объясняет, как он стал ди-джеем на саунд системе Тома: "Однажды ночью Том попросил меня заменить его в Forrester`s Hall, в то время как он отлучится, чтобы купить напитки для дальнейшего пиршества. Когда он вернулся, то отчитал меня за то, что я поставил другой диск. Я объяснил ему, что просто поставил диск никому неизвестных исполнителей из его же коллекции. Все вокруг подумали, что это были новые модные композиции и они всем понравились. Так началась моя профессиональная карьера."


На самом деле, Великий Том был на пике популярности до середины 50-х годов, то есть до прихода «Большой тройки» или «Тройки гигантов» ("The Big Three"), которая завоевала дансхоллы до конца десятилетия. Жестокая конкуренция между саунд системами в центре города сломила Тома, и он был вынужден перебраться в отдаленные районы Кингстона, где открыл клуб Silver Slipper на Cross Roads. В один печальный день, предположительно по причине финансовых проблем, Том покончил жизнь самоубийством, соединив выхлопную трубу с салоном машины. Немногим позже, клуб Silver Slipper сгорел, оставив после себя горстку пепла. Так трагически закончилась карьера одного из самых известных ямайских «ди-джеев» начала пятидесятых.

«Большая тройка» и другие

Но в середине 50-х годов на Ямайке появляются новые влиятельные музыканты и продюссеры. Конечно же прежде всего это «Большая тройка»: Клемент Сэймур Додд (Clement Seymour Dodd) по прозвищу Коксон (Coxsone), саунд-система которого называлась Sir Coxsone`s Downbeat (она состояла из четырех машин с аппаратурой, которые играли в одно и то же время в разных местах острова; Артур "Дюк" Рейд (Arthur "Duke" Reid), который тоже был владельцем мульти-саунд-системы под названием The Trojan (которая впоследствии превратилась в звукозаписывающую компанию Trojan Records); и Винсент "Кинг" Эдвардс (Vincent "King" Edwards), саунд система которого получила название The Giant и была самой популярной вплоть до 1959 года.

Среди других популярных саунд-систем можно назвать системы Junior Sebastian и Son`s Junior, обе на Чарльз Стрит (Charles Street), систему Jack Taylor на Orange Street. Среди первых деятелей движения можно выделить Роя Уайта (Roy White), который играл в основном блюз и джаз; ди-джеев системы V-Rocket, славившимися своими балладами, которые звучали после полуночи; Lord Koos и Doc''s "the Thunderstorm" которые одно время даже были соперниками "Большой тройки"; Ллойда "Матадор" Дэйли (Lloyd "the Matador" Daley), у к-рого ди-джеем был известный Гленфорд Хиггинс (Glenford Higgins); Каунт Пи (Count P), владелец Count Boysie; Космический Адмирал (Admiral Cosmic) и Каунт Пия Смит (Count Piah Smith "the Blues Blaster").


Все они были первыми музыкальными героями Ямайки. В своих именах они очень часто использовали различные титулы, сатирический смысл которых, способствовал сближению с народной культурой Ямайки. То же самое происходило и в среде музыкантов ямайского стиля менто. Нетрудно заметить, что это происходит и до сих пор в среде современных ди-джеев.

Конкуренция между саунд-системами была очень жестокой. Фанаты и последователи саунд-систем и их владельцев в значительной степени отличались от, скажем, фанатов футбола. Одну неделю они могли балдеть от дискотек Коксона, а на другой неделе с превеликим удовольствием расхваливать шоу Дюка Рейда. Поэтому смешивая алкогольные напитки и различные музыкальные стили (в основном R&B на пластинках с 78 оборотами), владельцы саунд-систем превратились в своеобразных воинов устраивающих настоящие музыкальные сражения. Они контролировали свои территории используя оглушительно громкие динамики, звук которых заставлял танцевать толпы народа. Далеко в деревне, благодаря открытому пространству и ночной тишине, звук распространялся в радиусе 3 километров, тем самым мешая спать людям, жившим неподалеку.

Соперники

Двумя самыми яростными соперниками были Коксон Додд и Дюк Рейд.

Музыкальная карьера Коксона Додда (род. 26 июня 1932 г.) начинается в начале 50-х годов. Тогда он помогал мастерить динамики для саунд-систем первым их владельцам (тем самым sound system men), которые разъезжали по всему острову со своими танцами на свежем воздухе. Сам Коксон был одним из тех, кто эмигрировал на юг США в качестве работника на плантациях сахарного тростника; там же он приобрел собственное оборудование. Поначалу Коксон проигрывал диски у входа в винный магазин своей матери Dodd`s Liquor Store в угоду клиентам. Его отец, управляющий пристанью в столице, доставал сыну диски ритм энд блюза, свинга и би-бопа, благодаря имеющимся связям с экипажами североамеринканских барж, заходивших в Кингстон. Этот опыт был весьма и весьма успешным для молодого Коксона, и пополняя свою коллекцию дисков и обновляя свое оборудование, к середине 50-х годов у него уже была своя саунд система, легендарная Sir Coxsone`s Downbeat, которая располагалась на углу Beeston Street.


Ди-джеем Коксон нанял Графа Матчуки (Count Matchukie), который мастерски имитировал jive - быстрый жаргон ди-джеев американских радиостанций. По словам Дюка Вина, это началось, когда Коксон, вернувшись из очередной поезки в США, сказал Матчуки: "Я слышал, как один человек на радио говорит во время звучания дисков. Парень, я хочу, чтобы бы ты делал тоже самое". По началу

SKA и этим все сказано
На главную

Hosted by uCoz
width=125height=105>